11:14 Трубопровод TAPI может стать основой для создания “азиатского ЕС”? | |
На сегодняшний день своевременное удовлетворение растущего внутреннего спроса на энергоносители является ключевым моментом для сохранения экономической и социальной стабильности в таких странах, как Индия и Пакистан. Об этом говорится в статье, опубликованной в Natural Gas Asia. До настоящего времени Индия и, в меньшей степени, ее западный сосед более или менее обеспечивали баланс спроса и предложения в сфере энергоресурсов. Однако сегодня остро встает вопрос о том, что будет, если не обеспечить дополнительные объемы сырья для генерации электроэнергии в этих странах. Очевидно, что это станет серьезной угрозой дальнейшему развитию их экономик. Уже сегодня фактор определенного дефицита энергоресурсов оказывает понижающий прессинг на ВВП Индии и Пакистана, оцениваемый в 3-4%. Основным сырьем электроэнергетики Индии и Пакистана может и должен стать природный газ. Электроэнергия, произведенная на основе газа, значительно дешевле нежели та, что вырабатывается на основе использования дизтоплива или топочного макзута. Кроме того, турбины генераторов, работающие на газе, в технологическом отношении более гибкие, и их легче перевести в другой режим работы, скажем, на пике энергопотребления. К тому же, строительство газовых электрических станций дешевле, чем ГЭС, АЭС и станций, работающих на угле. “Зеленая энергетика” для этих стран все же пока остается вопросом отдаленного будущего. А вот газ может дать довольно быстрое решение проблемы. В регионе газа достаточно, но есть некоторые сдерживающие обстоятельства, скажем так, вторичного характера. Иран готов снабжать Пакистан и Индию газом из своих обширных запасов. Однако режим санкций ограничивает его в этом. Кроме того, совершенно очевидно стремление стран Запада задвинуть Тегеран на мировом энергетическом рынке. В больших масштабах газ может поставлять и Катар. Но цена, которую просит эмират за свой газ, довольно высока для Индии, и совсем уж неподъемна для Пакистана. В непосредственной близости находится богатый газом Туркменистан. Эта страна может поставлять необходимое количество газа в Пакистан и Индию по магистрали TAPI, причем - по доступной цене. Однако и здесь есть три препятствия. Первое - отсутствие окончательных и достоверных данных о резервах природного газа Туркменистана. Второе - низкий уровень безопасности на территории Афганистана. Третье - уже начавшийся импорт туркменского газа в Китай. В 2011 году туда направлялась почти половина газового импорта страны или 16 млрд кубических метров. Пекин также не раз озвучивал планы к 2015 году увеличить импорт туркменского газа до 65 млрд кубометров. При этом китайцы не спешат ни с кем делиться своим доступом к туркменским газовым ресурсам. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет получена объективная информация о том, хватит ли газа для нужд собственно Поднебесной. И наконец, транзит ресурсов через Афганистан потребует целого пакета регуляционных и инвестиционных решений. Наиболее оптимальным вариантом было бы, если бы такие решения основывались на уже имеющихся международно-правовых механизмах, регулирующих транзит энергоресурсов и процесс принятия инвестиционных решений. На перспективу взаимная торговля энергоресурсами может сыграть для стран Азии позитивную роль и стать катализатором дальнейшего укрепления регионального сотрудничества между странами Центральной и Южной Азии. По сути дела, трубопровод TAPI и его международно-правовая база могут возыметь такой же эффект, какой имело соглашение 1950 года о создании Европейского объединения угля и стали, ставшее основой для дальнейшего формирования и интеграции европейского сообщества. Это может также реально улучшить далекие от идеала двусторонние отношения между Индией и Пакистаном. Текущее планирование энергетической политики для региона затруднено и зависит от высокого уровня заинтересованности Китая, как главного потребителя туркменского газа. Индия и Пакистан оказались пока что в конце “очереди” за голубым топливом из Центральной Азии. Поэтому всем заинтересованным сторонам, включая Туркменистан, Китай и другие государства региона имеет смысл навести в этой сфере порядок. Все потенциальные потребители должны договориться о доступе к ресурсам Туркменистана, своевременном их восполении и разработке. Может быть даже создан международный консорциум для разработки этих ресурсов. При этом необходимо учитывать принцип суверенитета Туркменистана над газовыми богатствами страны. Наиболее оптимальным вариантом было бы вовлечение всех стран-участников проекта TAPI в договор к Энергетической хартии, содержащий на сегодняшний день наиболее четко разработанные международно-правовые механизмы, касающиеся инвестиционных и регуляционных проблем в сфере транзита газа. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Друзья сайта |
---|
|